Компания F6, ведущий разработчик технологий для борьбы с киберпреступностью, предупреждает о новой схеме телефонного мошенничества: злоумышленники задействуют детей для кражи денег со счетов родителей. В феврале 2025 года специалисты зафиксировали около 600 таких случаев – в 5 раз больше, чем в декабре 2024-го, – и число инцидентов продолжает расти. Средняя сумма ущерба от подобных преступлений — ₽80 тысяч. Чаще всего злоумышленники совершают такие кражи ночью, а для входа в личный кабинет онлайн-банка просят детей приложить к экрану смартфона палец спящего родителя, чтобы обойти биометрическую защиту.
Аналитики департамента защиты от финансового мошенничества Fraud Protection компании F6 зафиксировали новую схему краж денег со счетов клиентов ведущих российских банков, которая начинается с целенаправленных атак злоумышленников на детей. Киберпреступники использовали похожие схемы и раньше, включая сценарии с требованием провести дома «дистанционный обыск» и передать найденные деньги неизвестным. Однако с конца прошлого года злоумышленники используют приёмы социальной инженерии, которые позволяют им добраться до денег родителей на банковских счетах.
По итогам февраля 2025 года специалисты зафиксировали около 600 инцидентов, в которых мошенники фактически управляли действиями детей, чтобы получить доступ к сервисам дистанционного банковского обслуживания их родителей. По сравнению с декабрем 2024 года число подобных атак увеличилось более чем в 5 раз.
Средняя сумма ущерба от таких преступлений по итогам февраля 2025 года составила ₽80 тысяч. Средний возраст детей, которых атакуют мошенники – 10-14 лет. Чаще всего злоумышленники знакомятся с ними в игровых чатах на платформах Minecraft и Roblox. Преступники могут предложить ребёнку купить или получить бесплатно игровую валюту, приобрести дополнения для игрового персонажа. Это распространённый сценарий, но далеко не единственный. В последнее время мошенники активно используют и другие, более сложные схемы.
Чтобы заставить ребёнка совершить те или иные действия, преступники могут запугивать его и шантажировать. Такие атаки нередко начинаются со звонка через мессенджер якобы от службы доставки или под другим предлогом и просьбы назвать код. Если ребёнок идёт на контакт с незнакомцами, мошенники от имени разных людей продолжают вводить его в заблуждение. В последнее время излюбленная уловка злоумышленников – убедить детей, что родителям грозит обвинение в пособничестве террористам, а единственный способ их спасти – выполнить определённые инструкции. Во всех случаях мошенники под разными предлогами уговаривают детей молчать и ничего не сообщать маме или папе.
Конечная цель преступников – убедить детей войти в личный кабинет онлайн-банка родителей и перевести деньги. Отличительная особенность этого сценария – в том, что мошенники проводят финальные атаки по ночам, когда взрослые спят. Злоумышленники инструктируют детей, чтобы они приложили палец спящего родителя к экрану – в тех случаях, когда для разблокировки смартфона и банковского приложения используется отпечаток. В других случаях мошенники требуют подсмотреть пароли, которые родители используют для входа в онлайн-банк, а затем ночью взять смартфон, самостоятельно войти в личный кабинет и выполнить перевод. Злоумышленники также могут заставлять ребёнка взять телефон мамы или папы, чтобы сфотографировать экран, отправить код, удалить смс.